Механизм действий при проведении проверок малого бизнеса

17/11
Механизм действий при проведении проверок малого бизнеса

Законом предусмотрено два основных вида проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плановые и внеплановые.

В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) введен мораторий на проведение плановых проверок добросовестного малого бизнеса с 2016 по 2018 г. включительно.

На проведение внеплановых проверок данный мораторий не распространяется. Таким образом, внеплановые проверки, в том числе добросовестных субъектов малого предпринимательства, проводятся в соответствии с общим порядком.

Плановая проверка проводится на основании и в соответствии с разработанными и утвержденными ежегодными планами.

С 2016 по 2018 гг. в планы проверок контролирующих органов не включаются добросовестные малые предприниматели.

В ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения субъекта к малому предпринимательству. В числе таких критериев указаны средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать 100 человек включительно; а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год, которая не должна превышать 800 млн руб. При этом данные показатели должны сохраняться в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Помимо отнесения предпринимателя к категории малых при планировании проверок учитывается его добросовестность.

Под добросовестностью следует понимать тот факт, что данные предприниматели за последние три года в результате проведенных в отношении них проверок контролирующих органов не были привлечены к административной ответственности за совершение грубого нарушения и не были подвергнуты административному наказанию в виде дисквалификации, приостановления деятельности либо приостановления и (или) аннулирования лицензии.

Также важной оговоркой в законе, которая все-таки позволяет проводить проверки добросовестного малого бизнеса, является исключение из сферы действия указанных положений закона отдельных видов государственного контроля (надзора).

Например, «надзорные каникулы» не распространяются на добросовестных малых предпринимателей в случае осуществления контролирующими органами в отношении них контроля за обеспечением защиты государственной тайны; лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и др.

Что делать если проверка, по мнению предпринимателя, включена в план незаконно?

1. В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ малый предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении него, если полагает, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение закона.

2. Если проведение плановой проверки уже инициировано органом контроля, предприниматель, в соответствии с ч. 5 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ, вправе предоставить должностным лицам органа контроля (надзора) документы, подтверждающие отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к категории малого бизнеса. В таком случае, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

3. В соответствии с ч.7 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ несоблюдение контролирующим органом положений ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ при проведении плановой проверки малого предпринимателя относится к числу грубых нарушений закона, которые влекут недействительность результатов проверки. В этом случае, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ предприниматель вправе в административном и (или) судебном порядке обжаловать результаты такой проверки.

Источник: Министерство экономического развития Хабаровского края (Минэкономразвития края).