Межпредметный курс для образовательных организаций «Основы самозанятости и предпринимательства»

30/04
Межпредметный курс для  образовательных организаций «Основы самозанятости и предпринимательства»

Проблема, на решение которой направлен межпредметный курс

По данным  Росстата в феврале 2012 года уровень молодёжной безработицы в стране в разы превышает уровень  безработицы взрослого населения как в городе, так и на селе.

Начинать свой трудовой пусть с биржи труда — стресс для любого молодого человека, как для тех, за плечами которых престижный и  дорогостоящий вуз,  так и для выпускников  детского дома, в котором за него решались все проблемы.

Как показали исследования, первопричина молодежной безработицы лежит в общеобразовательной школе, которая в последние годы перестала выполнять две из четырех основных своих целей, утвержденных Типовым положением об общеобразовательном учреждении, это:

  • адаптация личности к жизни в обществе,
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Для достижения данных целей в школах должны реализовываться образовательные программы, содержание которых, как минимум, должно информировать:
  • о состоянии  рынка труда в регионе проживания (возможности для работы по найму);
  • о  предпринимательстве как одной из стратегий трудовой деятельности.

Однако таких образовательных программ (курсов) сегодня в школах нет. Анализ программ и  учебной литературы, рекомендованной сегодня для школы, показывает, что  ни один школьный предмет и учебник не даёт сегодня этих знаний. Даже 300 страничный учебник по курсу  «Экономика» на 90% посвящён экономической теории, а предпринимательство занимает в нём 10% текста и на его изучение отводится  4 часа учебного времени.

В результате судьбоносное решение о выборе будущей профессии школьники и их родители принимают в полном информационном вакууме, ориентируясь не на перспективы социально-экономического развития региона и муниципалитета, в котором живут, а на моду и собственные идеалистические представления о востребованных на рынке труда профессиях, которые в большинстве случаев  не имеют ничего общего с реальностью.

В итоге более 90% выпускников школ делают выбор в пользу  «модных» профессий, высшего образования и работы по найму. В свою очередь, высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на данный «спрос» соответствующим «предложением» и  выпускает специалистов, заведомо обречённых на безработицу, либо на поиск работы в других регионах России и за рубежом.

Исправлять ошибки системы образования приходится Государственной службе занятости населения, которая тратит огромные финансовые ресурсы на переобучения молодых безработных с высшим образованием на профессии, востребованные рынком труда, а также на программы самозанятости и «Начинающий предприниматель».

Как решать проблему молодёжной безработицы?

Решать проблему молодёжной безработицы надо начинать с общеобразовательных программ (курсов), направленных на формирование

  • положительной мотивации к  профессиям, необходимым для реализации  стратегии социально-экономического развития региона, то есть  для работы по найму;
  • элементарных знаний и умений самозанятости для предпринимательской деятельности.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом в старшей школе (10-11 классы)  от 10 до 12 часов в неделю могут преподаваться дисциплины, определённые самой школой. Поэтому специалистами Дальневосточного научного центра местного самоуправления совместно с педагогами Гимназии №3 г.Хабаровска разработан межпредметный элективный курс  «Основы самозанятости и предпринимательства» для учащихся, обучающихся по социально-экономическому профилю.   

Курс в объёме 34 (или 68) часов рассчитан на учащихся 10 или (и) 11 классов. Результатом его изучения являются бизнес-проекты  самозанятости (индивидуального предпринимательства) или создания предприятия,  разработанные  отдельными  учащимися или группой школьников на основе их интересов и с использованием  знаний и умений, полученных учащимися в различных школьных учебных предметах (технология, информатика, биология и т.д.),  в системе дополнительного образования, во внеурочной деятельности или семье.

Преподавать межпредметный элективный курс «Основы самозанятости и предпринимательства»  могут учителя-предметники, работающие в  образовательных учреждениях.  Для этого необходимо лишь  желания педагога изучить  основы самозанятости и предпринимательства и применить их для построения собственного бизнес-проекта как «запасного аэродрома» на случай различных изменений в собственной жизни.         

«Основы самозанятости и предпринимательства» для  образовательных организаций  

В целях профилактики молодёжной безработицы Дальневосточный научный центр местного самоуправления (ДВНЦМС) разработал и апробировал межпредметный курс «Основы самозанятости и предпринимательства», который может преподаваться в любой образовательной организации: в школе, в ПТУ, в колледже, в вузе и в системе дополнительного образования.  

В частности, внедрение курса «Основы самозанятости и предпринимательства» позволяет выпускникам школы выходить в самостоятельную жизнь:

  • с аттестатом о среднем образовании,
  • с реальным бизнес-проектом для индивидуальной предпринимательской деятельности в месте своего проживания.  
Для этого необходимо:
  • желание школьников, их родителей и педагогического коллектива внедрить данный курс, поскольку в соответствии с федеральным образовательным стандартом в старшей школе (10-11 классы) от 10 до 12 часов в неделю могут преподаваться дисциплины, определенные самой школой;
  • краткосрочная подготовка (повышение квалификации) педагогов, которые работают в данных образовательных учреждениях, желают освоить и преподавать данный курс.

Межпредметный элективный курс в 2011-2012гг. учебном году   был реализован в 3-х классах (два 10-х и один 11-ый) Гимназии №3 г. Хабаровска и дал положительный результат.  

В апреле и июле 2012 года ДВНЦМС провёл подготовку двух групп педагогов из  школ, ПТУ, техникумов и вузов Хабаровского края и   с 1 сентября 2012 года межпредметный курс «Основы самозанятости и предпринимательства» начнёт преподаваться в этих образовательных учреждениях.

Руководитель проекта:  Марина Юрьевна Петрова, тел./факс: (4212) 42- 65 -56,  моб. 8-909-808-42-57; Е-mail: mpetrova1@mail.ru

Директор ДВНЦМС:  Нина Петровна Поличка,  кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, член Общественной палаты Российской Федерации

Адрес  ДВНЦМС: 680000  Хабаровск, ул. Запарина 30, к. 120; тел./факс: (4212) 21-44-98, E-mail: npolichka@mail.ru;  Web-cайт: http://www.dvncms.khv.ru