Проблема, на решение которой направлен межпредметный курс
По данным Росстата в феврале 2012 года уровень молодёжной безработицы в стране в разы превышает уровень безработицы взрослого населения как в городе, так и на селе.
Начинать свой трудовой пусть с биржи труда — стресс для любого молодого человека, как для тех, за плечами которых престижный и дорогостоящий вуз, так и для выпускников детского дома, в котором за него решались все проблемы.
Как показали исследования, первопричина молодежной безработицы лежит в общеобразовательной школе, которая в последние годы перестала выполнять две из четырех основных своих целей, утвержденных Типовым положением об общеобразовательном учреждении, это:
Однако таких образовательных программ (курсов) сегодня в школах нет. Анализ программ и учебной литературы, рекомендованной сегодня для школы, показывает, что ни один школьный предмет и учебник не даёт сегодня этих знаний. Даже 300 страничный учебник по курсу «Экономика» на 90% посвящён экономической теории, а предпринимательство занимает в нём 10% текста и на его изучение отводится 4 часа учебного времени.
В результате судьбоносное решение о выборе будущей профессии школьники и их родители принимают в полном информационном вакууме, ориентируясь не на перспективы социально-экономического развития региона и муниципалитета, в котором живут, а на моду и собственные идеалистические представления о востребованных на рынке труда профессиях, которые в большинстве случаев не имеют ничего общего с реальностью.
В итоге более 90% выпускников школ делают выбор в пользу «модных» профессий, высшего образования и работы по найму. В свою очередь, высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на данный «спрос» соответствующим «предложением» и выпускает специалистов, заведомо обречённых на безработицу, либо на поиск работы в других регионах России и за рубежом.
Исправлять ошибки системы образования приходится Государственной службе занятости населения, которая тратит огромные финансовые ресурсы на переобучения молодых безработных с высшим образованием на профессии, востребованные рынком труда, а также на программы самозанятости и «Начинающий предприниматель».
Как решать проблему молодёжной безработицы?
Решать проблему молодёжной безработицы надо начинать с общеобразовательных программ (курсов), направленных на формирование
В соответствии с федеральным образовательным стандартом в старшей школе (10-11 классы) от 10 до 12 часов в неделю могут преподаваться дисциплины, определённые самой школой. Поэтому специалистами Дальневосточного научного центра местного самоуправления совместно с педагогами Гимназии №3 г.Хабаровска разработан межпредметный элективный курс «Основы самозанятости и предпринимательства» для учащихся, обучающихся по социально-экономическому профилю.
Курс в объёме 34 (или 68) часов рассчитан на учащихся 10 или (и) 11 классов. Результатом его изучения являются бизнес-проекты самозанятости (индивидуального предпринимательства) или создания предприятия, разработанные отдельными учащимися или группой школьников на основе их интересов и с использованием знаний и умений, полученных учащимися в различных школьных учебных предметах (технология, информатика, биология и т.д.), в системе дополнительного образования, во внеурочной деятельности или семье.
Преподавать межпредметный элективный курс «Основы самозанятости и предпринимательства» могут учителя-предметники, работающие в образовательных учреждениях. Для этого необходимо лишь желания педагога изучить основы самозанятости и предпринимательства и применить их для построения собственного бизнес-проекта как «запасного аэродрома» на случай различных изменений в собственной жизни.
«Основы самозанятости и предпринимательства» для образовательных организаций
В целях профилактики молодёжной безработицы Дальневосточный научный центр местного самоуправления (ДВНЦМС) разработал и апробировал межпредметный курс «Основы самозанятости и предпринимательства», который может преподаваться в любой образовательной организации: в школе, в ПТУ, в колледже, в вузе и в системе дополнительного образования.
В частности, внедрение курса «Основы самозанятости и предпринимательства» позволяет выпускникам школы выходить в самостоятельную жизнь:
Межпредметный элективный курс в 2011-2012гг. учебном году был реализован в 3-х классах (два 10-х и один 11-ый) Гимназии №3 г. Хабаровска и дал положительный результат.
В апреле и июле 2012 года ДВНЦМС провёл подготовку двух групп педагогов из школ, ПТУ, техникумов и вузов Хабаровского края и с 1 сентября 2012 года межпредметный курс «Основы самозанятости и предпринимательства» начнёт преподаваться в этих образовательных учреждениях.
Руководитель проекта: Марина Юрьевна Петрова, тел./факс: (4212) 42- 65 -56, моб. 8-909-808-42-57; Е-mail: mpetrova1@mail.ru
Директор ДВНЦМС: Нина Петровна Поличка, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, член Общественной палаты Российской Федерации
Адрес ДВНЦМС: 680000 Хабаровск, ул. Запарина 30, к. 120; тел./факс: (4212) 21-44-98, E-mail: npolichka@mail.ru; Web-cайт: http://www.dvncms.khv.ru