Продолжаем на страницах издания освещать ход реализации городской целевой программы «Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую деятельность на 2011–2013 годы», которая вступила в свою наиболее активную фазу.
Что нужно молодежи?
Напомним, основная цель данной Программы — создание в городе Хабаровске постоянно действующей системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, включающей в себя:
В рамках реализации Программы весной 2012 года маркетинговым центром «Мегатавр» было проведено социологическое исследование на тему «Состояние развития молодежного предпринимательства, отношение молодежи к предпринимательству», которое позволило получить данные о мотивации молодежи города Хабаровска к занятию предпринимательской деятельностью.
Основными задачами исследования были:
В анкетировании приняли участие школьники 11-х классов общеобразовательных школ города Хабаровска, учащиеся высших учебных заведений, учащиеся средних специальных учебных заведений. По результатам проведенного среди молодежи анкетирования были получены следующие основные выводы.
Молодежь в целом положительно относится к предпринимательству. 70% опрошенных старшеклассников, 65% опрошенных студентов вузов и 57% опрошенных студентов ссузов желают создать свой собственный бизнес.
По мнению представителей молодежи, началу собственной предпринимательской деятельности мешает нехватка финансовых средств, необходимых знаний и навыков.
Результаты опроса показали, что потенциальные предприниматели не владеют информацией о том, какую поддержку для собственного бизнеса они могут получить в своем городе. В ходе опроса выяснилось, что 73% молодежи не знают о существовании программ поддержки.
Из них:
На поддержку предпринимателей выделяются немалые средства из государственного бюджета, но многие из них просто не обращаются за помощью, потому что не знают о существовании таковой. Подобная ситуация говорит о низкой информированности молодежи и о необходимости более частого и подробного освещения данных вопросов.
Как уже было указано выше, объектами изучения выступили три различные категории молодежи — выпускники школ (11-й класс), студенты средних специальных учебных заведений и студенты высших учебных заведений.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представлена в основном учащимися средних школ. Высокий процент желающих создать свой бизнес в данной группе говорит не о наличии конкретных рациональных задумок, а, вероятнее всего, о юношеском максимализме. Представители этой группы обладают скорее мечтами и амбициями, чем реальным и осмысленным желанием создать и вести собственный бизнес. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности.
Сохранить стремление школьников заниматься индивидуальной деятельностью — это задача государственных органов, которые окажут в первую очередь эмоциональную поддержку и направят в нужное русло их энергию.
Молодые люди из высших учебных заведений уже сделали профессиональный выбор, получают определенную квалификацию, имеют некоторый жизненный и профессиональный опыт. В большинстве своем они знают, чего хотят. Эта группа также является наиболее перспективной для создания собственного бизнеса. Для данной категории необходима информационно-разъяснительная поддержка со стороны органов государственной власти. В отношении этой группы стоит сосредоточить усилия на донесении информации о конкретных программах, порядке получения субсидий и различных видов поддержки. Представителям этой группы необходимо знать, что конкретно они могут сделать, чтобы воплотить свои бизнес-идеи. И, конечно же, здесь также необходимо подогревать интерес к предпринимательской деятельности, агитировать, подробно объяснить, почему и чем хорош этот вид деятельности, рассказывать о возможных вариантах решения возникающих трудностей и т.п.
Менее перспективную группу представляют студенты ссузов. Здесь у молодых людей недостаточно знаний и желания создавать свое дело. В данной категории молодежь чаще работает по профессии. Однако и здесь есть те, кто сможет развиваться в сфере своей профессиональной деятельности и, возможно, попробует себя в предпринимательстве.
Где скрыты перспективы?
В результате исследования были выявлены те отрасли, которые молодые люди г. Хабаровска считают наиболее перспективными для занятия бизнесом. Так, с точки зрения студентов ссузов такими отраслями являются гостиницы и рестораны (11,7% голосов), торговля продуктами питания (10,7% ответов), торговля товарами народного потребления (10%), строительство (9%), ремонт автотранспортных средств и операции с недвижимым имуществом набрали по 7% голосов.
Иначе выглядит картина мнений студентов вузов. Наиболее перспективной отраслью, по их мнению, является строительство. Так ответили 14,2% респондентов. Второе место разделили торговля товарами народного потребления и операции с недвижимым имуществом (по 10,8% голосов). Гостиницы и рестораны расположились на третьей строчке в рейтинге среди мнений студентов по перспективности — 9,8% голосов. 9,5% респондентов отметили торговлю продуктами питания как перспективную отрасль для занятия бизнесом.
Собственно, результаты проведенного исследования подтвердили тот факт, что разработка и реализация отдельной целевой программы, направленной на поддержку молодежного предпринимательства в г. Хабаровске, является актуальной и своевременной. Нужно лишь повысить информированность данной группы населения о тех возможностях и видах поддержки, которые они могут получить в рамках Программы.
Инструменты поддержки
Один из актуальных вопросов, который приходится решать любому предпринимателю (и молодому в том числе), особенно на этапе организации своего дела, — это поиск источников финансирования будущего бизнеса. И вполне логично, часть мер поддержки, предусмотренных Программой, имеет финансовую направленность. Финансирование затрат осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Финансовую поддержку могут получить непосредственно субъекты молодежного предпринимательства, а именно: индивидуальные предприниматели — жители г. Хабаровска в возрасте до 30 лет включительно; юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет включительно, являющимся жителями г. Хабаровска, составляет 100%.
Субъекты молодежного предпринимательства могут получить поддержку на следующие цели:
Субсидии выдаются субъектам МП, занятым в следующих приоритетных видах деятельности:
Необходимо отметить, что один субъект предпринимательства может обращаться одновременно за получением субсидий разного вида.
Размер субсидии для возмещения финансовых затрат, связанных с регистрацией субъектов молодежного предпринимательства, составляет 100% от суммы фактически понесенных субъектом предпринимательства затрат, но не более 10 000 рублей, в пределах лимита бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию данного мероприятия Программы. Подлежат субсидированию следующие виды затрат: услуги нотариуса, государственная пошлина за регистрацию, изготовление печати, оплата банку за открытие счета.
Также субъекты молодежного предпринимательства могут получить субсидию для компенсации затрат на:
Размер такой субсидии также составляет 100% от суммы фактически понесенных затрат, но не более 100 000 рублей.
Знание — в массы
Немаловажным фактором динамичного развития молодежного предпринимательства в Хабаровске является уровень популярности подобного вида деятельности среди данной целевой группы, в связи с чем в Программе запланированы также мероприятия, призванные решать подобные задачи. В частности, был объявлен городской конкурс молодежных проектов по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности в городе Хабаровске. В числе задач конкурса:
Конкурс проводится по следующим номинациям:
а) создание торговой марки « Молодой предприниматель Хабаровска» (логотип и слоган);
б) изготовление печатной продукции: буклеты, флаеры, плакаты, рекламные щиты и ее распространение в местах пребывания молодежи города Хабаровска;
в) иное мероприятие в сфере рекламы.
а) освещение мероприятий Программы;
б) освещение проектов, направленных на пропаганду занятия предпринимательской деятельностью;
в) иные публикации, телевизионные и радиопроекты.
В качестве участника конкурса могут выступать:
Еще один проект, направленный на популяризацию предпринимательства и вовлечение в него городской молодежи, — это ТВ-проект о предпринимателях Хабаровска. Суть проекта — продемонстрировать молодежи города личности успешных местных предпринимателей, показать, что заниматься бизнесом в нашем городе можно и даже нужно.
Дальнейшие планы
Отдельно хотелось бы отметить мероприятия, которые будут проведены в Хабаровске в рамках Всемирной недели предпринимательства, в период с 12 по 18 ноября 2012 г.
График мероприятий весьма насыщен и включает в себя:
Одним из самых заметных событий в рамках Всемирной недели предпринимательства наверняка станет «Международный молодежный бизнес-форум «Хабаровск — город бизнеса, творчества и карьеры», который пройдет 13–14 ноября в Городском дворце культуры (ул. Ленина, 85).
Его основные задачи:
1. Позиционирование Хабаровска как центра Дальнего Востока и перспективного города для молодежи.
2. Стимулирование молодежи заниматься бизнесом в Хабаровске.
3. Закрепление молодых специалистов в Хабаровске.
4. Формирование площадки для налаживания связей между творческими личностями и коллективами.
Программа форума включает в себя общее заседание и тематические площадки, ожидается визит бизнесменов из Китая.
Инфраструктура — это важно
Важным условием формирования и развития сегмента молодежного предпринимательства является наличие соответствующей инфраструктуры. И поэтому вполне логично, что в Программе предусмотрены инструменты, которые призваны эту самую инфраструктуру формировать, поддерживать и развивать. Так, на получение финансирования в виде субсидии могут претендовать организации инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства на проведение мероприятий, указанных в Программе.
В рамках Программы на сегодняшний день приняты решения о выдаче субсидии для субъектов молодежного предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства:
Нет сомнений в том, что мероприятия, которые будут проведены благодаря подобной поддержке, по достоинству оценит городская молодежь и круг субъектов предпринимательства в результате обязательно пополнится новыми бизнес-единицами.
Журнал «Профиль бизнеса», сентябрь 2012